УКРАДЕННЫЙ РЕНЕССАНС – НОВОЙ ВОЗРОЖДЕНИЕ

У

Вторая серия
Слово Пастыря
Photos by Alex Terzikyan
Заменил слово Маэстро на слово Пастыря, чтобы усилить экспрессию. И потом, уже чемоданное настроение.
А еще стирку надо замутить. К тому же, спустился в гастроном и шпроты балтийские приобрел на дорогу. В самолете буду есть.
Под заборами социальных центров армянских церквей консервы выдают бесплатно, но зато просроченные. И не шпроты в масле, а кильки в томатном соусе.
Кильки в томате очень любят кошки нашего двора. А служители культа раздают их страждущим жертвам Третьей Республики.
Потом они стали гордыми гражданами. Вернее, так стали их обзывать. Но потом, когда спустя 45 минут после победы Революции Никола не стал платить им зарплату в 3 тысячи евро в неделю, они отказались от почетного гражданства и снова вернулись к килькам в томатном соусе.
Здесь работает аксиома: рабам Свобода не нужна, им нужна стабильность.
Например, почему армянские тетки Лос Анджелеса марки Londacolor так обожают рыжего клоуна – Дональда Трампа?
А потому что, Дональд Трамп – профессиональный сутенер.
Причем, высококвалифицированный.
Если бы вы разбирались в тонкостях шоу – бизнеса, то давно бы поняли, что любой организатор конкурсов красоты – сутенер.
А то, что тетки марки Londacolor не проходят отбор на конкурсы красоты – это другая сторона вопроса.
Лично я обожаю Вальс № 2 покойного Дмитрия Шостаковича.
Безумно люблю это произведение.
Но танцую, в основном, твист, чарльстон и буги – вуги.
Совсем недавно в Ереване танцевал твист. В честь прибытия, так сказать. А талантливый человек талантливый во всем.
Мы – интеллектуалы – должны расслабиться время от времени.
Хотя, я давно отказался от этого звания.
Быть интеллектуалом – это очень плохо, ибо интеллектуал практически всегда попадает в ловушку собственных конструкций.
Поэтому, Андрей Тарковский говорит: “Чем больше мы знаем, тем меньше мы знаем”
Слишком много знаний мешают чувственному восприятию мира, в его красоте и убогости. А тот же Тарковский говорит:
“Искусство существует только потому, что мир не совершенен”
Таким образом, я медленно, на закате Российской Империи, подхожу к армянскому Ренессансу.
Работая над книгой “Манташевские ряды”, досконально изучил жизнь Комитаса. До мельчайших подробностей.
Мне надо было найти ответ на вопрос:
в чем же была причина, что армянские попы так его возненавидели, что человек был вынужден на ночь глядя из Эчмиадзина сбежать в Полис?
Оказалось, что там целых две причины.

  1. Когда Комитас, получив блестящее образование, вернулся из Германии, будучи членом Берлинского Международного Общества, то в Эчмиадзине, то бишь в Восточной Армении, в составе Российской Империи, задумал грандиозные реформы.
    В частности, хотел организовать невероятный хор из 300 человек. И это всего – лишь одна деталь.
    По сути, Комитас задумал Ренессанс в Армении, а эти невежественные, пещерные дикари в рясах не хотели ничего менять, и Комитаса, как человека европейской культуры, начали принимать за залетного светского командировочного, который якобы к вере не имеет никакого отношения.
  2. Когда Александр Манташев принял решение выделить тогдашнему Католикосу всех армян Мкртычу Первому Хримяну Айрику Ванеци целых 250 тысяч царских рублей чистым золотом на строительство Резиденции Католикоса и реставрации Кафедрального Собора, то прекрасно знал, что обезьяны в рясах среднего звена, начнут воровать эти деньги, как спустя 100 лет воровали деньги на строительстве этой дурацкой богадельни Святого Преображения, что на Олимпийском проспекте, на Трифоновской,19.
    Следовательно, Хримяну Айрику он выдвынул всего одно условие: Комитас должен быть членом попечительского Совета по распределению финансовых средств, поскольку он кристально честный человек.
    Он не давал воровать, и, естественно, его возненавидели.
    Но эти две причины ненависти к Комитасу имеют одну глобальную причину.
    Тут, как говорит Доменико в фильме Тарковского “Ностальгия”:
    “Одна капля плюс еще одна капля будет не два капли, а одна большая капля”
    Российская Империя убивала в зародыше все предпосылки возникновения Ренессанса в Восточной Армении, и всякие попытки приобщиться к европейской мировой цивилизации, за исключением строительства городов Карс и Александраполь, которые объективно, и, как ни странно. являются продуктами имперских амбиций России, но, исключительно, в виде тех же имперских форпостов.
    По факту, Александраполь – это русский город европейской культуры. Его построил Государь Император Николай Первый и назвал в честь супруги – августейшей особы царицы Александры Федоровны. А, как известно, Николай Первый был эстетом.
    Украденный у Комитаса Ренессанс был второй попыткой Возрождения Армении.
    До него первую попытку предпринял старший брат великого художника – мариниста Ивана Айвазовского – Архиепископ Габриэль Айвазовский.
    Это, не менее драматическая история, которая по понятным причинам не афишируется в Армении.
    Габриэль Айвазовский был членом католического монашеского Ордена – Конгрегации мхитаристов, который базируется в Венеции, на острове Святого Лазаря.
    Армения Габриэля Айвазовского должна была быть совсем другой.
    Этого сильно испугалась Российская Империя, и в 1840 году, МИД Российской Империи отправляет Ивана Айвазовского в Париж, со специальной миссией: завербовать родного, старшего брата. Великий художник совершил грех, который так и не смог простить себе до конца жизни.
    В результате вербовки, Архиепископ Габриель Айвазовский отказался от католичества, перешел в лоно в армянской апостольской церкви, но с условием, что ему будет позволено заниматься просветительской деятельностью.
    В Эчмиадзине ему дали слово, но жестоко обманули, и отправили настоятелем какой – то церкви в Тифлисе, где он и скончался, будучи преданным забвению.
    Армения пошла по пути главного и личного врага Габриеля Айвазовского – Микаэла Налбандяна, со своим идиотским текстов будущего гимна армянской республики, украденного у итальянцев – песня итальянской девушки.
    А это ваше дурацкое Զարթի՛ր, լաօ, который никак не просыпается – гимн одного из турецких футбольных клубов, не то Фенербахче, не то Бешикташа, не то Галатасарая.
    Во время съемок фильма “Армянский хлеб” я сказал бабушке Арусяк, что мы должны записать одну песню.
    Она взбесилась и сказала:
    “Только не песню амбала Զարթի՛ր, լաօ! Когда это жители Муша плакали, жаловались и надеялись на ребенка в люльке? Они этого ребенка спасали. Я лучше вам спою песню храбрых зейтунцев: “Ногами качаю люльку, а руками просеиваю порох.”
    Бабушка Арусяк очень хорошо знала Махлуто – армянского гайдука, который был правой рукой полководца Андраника.
    Отец бабушки Арусяк был священником, но во время Геноцида снял рясу, взял оружие и ушел в горы. И у него была связь с Махлуто.
    А при глобальном Совке Махлуто работал сторожем в Ереване. в парке имени Комитаса, где нынче Пантеон. И бабушка Арусяк ему мед несла, в поллитровой банке. Махлуто мед очень любил.
    И она мне говорит, что гайдуки брали в гору ткань – биази и похиндз. А Махлуто эту ткань и кусок похиндза, уже каменного, до конца жизни хранил у себя в каморке сторожа.
    Национальный Герой в каморке сторожа – это ваша культура, друзья мои!
    Перед ним турецкие жандармы и аскяры дрожали, а вы его засунули в каморку сторожа.
    Но этому тоже есть объяснение.
    В самой Армении про Геноцид врут не меньше, чем в Турции.
    Хотя, в Турции врут благодаря неведению.
    Грант Динк говорит:
    “Они отрицают то – о чем понятия не имеют”
    А в Армении врут, чтоб вы не вышли из парадигмы:
    “Русские уйдут, турки придут нас зарежут!”
    Это одна из главных извращений армянской истории, поэтому вы не в состоянии извлекать уроки из этой самой истории. Следовательно, оказались на пороге нового, позорного Московского Договора от 16 марта 1921 года.
    Хотя, на вас надвигается еще один Ренессанс.
    Давеча в ленте попалось на глаза очередное богословие нашей ненаглядной Звезды Восьмиконечной – главы епархии Майкла Александрапольского.
    У него не слова – одни изречения!
    В этом плане карабахцам повезло больше.
    Бытовой алкаш Архиепископ Карабахский Паргев слишком быстро оказался на пальмах Калифорнии, где песочные мексиканцы подкидывают ему бананы на закуску бормотухи от локальных патриотов.
    В последнее время что – то часто наша Звезда Восьмиконечная ходит по кривоногим бабам, и заодно интервью раздает.
    Это как в ленинаканском анекдоте.
    На улице мужчина встречает знакомую женщину и говорит:
    “Поехали со мной в баню! Заодно и помоемся!”
    Одним словом.
    На сей раз изречение следующее:
    “Никола променял Родину на асфальт”
    Это он имеет в виду дорогу: север – юг. Дорогу жизни.
    Дорога мирового значения.
    Все как в Российской Империи.
    Все, что угодно, – лишь бы в Армении не допустить и миллиметра прогресса.
    В этом деле самое главное – преемственность!
    Но нынче другие предлагаемые обстоятельства.
    Нет Западной Армении в составе Османской Империи, как и нет Восточной Армении в составе Российской Империи.
    Есть независимая свободная Республика Армения – полноправный субъект международного права. А психоз и частые, в последнее время, приступы эпилепсии обезьян в рясах вызваны тем, что в Новой Армении им нет места. Подобные секты оказываются на свалке истории вместе со своим ведомством, как бы это ведомство не называлось:
    Царская охранка Российской Империи, КГБ СССР или ФСБ Российской Федерации.
    Вместе с Российской Федерацией исчезнет и в меру пресловутая, но не в меру придурковатая армянская диаспора. Имею в виду, организации, а не конкретно взятых людей.
    Когда – нибудь я ошибался в предсказаниях?
    Вопрос риторический.
    Как вы думаете, почему после Революции армянские боша – буржуа перестали строить церкви?
    Потому что, инвестиции в Церковь – это самый легальный способ отмывания денег и уклонения от налогов. А Никола армянским боша – буржуа предоставил налоговые преференции.
    Да, были случаи, когда армянский боша – буржуа строил церковь, исходя из принципа: “Когда у боша масла в избытке, он половину на задницу мажет”. Но это скорее исключения, чем правило.
    А вы знаете, почему в Европе, многие армяне своих детей крестят в Католической Церкви?
    Потому что, Католическая Церковь крестит бесплатно.
    В принципе, и Иоанн Креститель в священных водах Иордана крестил Иисуса бесплатно. Но армянские обезьяны в рясах, должно быть, об этом не в курсе.
    На Руси несколько иначе.
    Там Архиепископ Бинго Бонго крестит своих питомцев в священных водах Яузы, однако, вместо святой мирры выливает на их рыла кофе Starbucks. Не только ради экзотики и христианской гармонии, но теперь и в порядке воспоминаний.
    В результате, из воды выходят такие ущербные и генетические отбросы, как московский дурик – Сарик Андреасян.
    Здесь можно оставить в покое армянских писсуаров Кремля.
    Когда умер кинорежиссер Эдмонд Кеосаян, то его черножопое чадо Тигран Кеосаян, в порыве энтузиазма, захотел отца похоронить на армянском участке Ваганьковского кладбища.
    Не пустили.
    Архиепископ Бинго – Бонго потребовал наличные, в мелких купюрах. Где – то 5 тысяч бакинских.
    Целый скандал был. По – моему, похоронили на кладбище в Кунцево.
    А внебрачный зять Алека Манукяна – Бармалей № 2 – задумал на территории Эчмиадзинского монастыря открыть скотомогильник – усыпальницу.
    Допустим, у очередного армянского богатого авантюриста из Америки или Франции, с задницы уже сыпется песок, и, как правило, он хочет быть похороненным на Родине. Соответственно, вносит громадную сумму в церковную казну, и его помпезно хоронят в усыпальнице Святого Престола.
    Во всяком случае, такая идея была.
    И вообще, для армянских попов Церковь – это объект, каждый квадратный метр которой, должен приносить доход.
    А иначе смысла нет.
    Есть церкви, где прейскурант висит на стене, хотя внутри Церкви не должно быть денежного оборота: Иисус торговцев и менял изгонял из Храма, не думая о выгодности поповского бизнеса.
    Также, категорически нельзя стоять спиной к Алтарю. Тем более, обвисшей жопой и делать селфи, разинув рот до ушей.
    Поэтому, дело не только в попах.
    Часто повторяю гениальную в своей простоте русскую поговорку: “Каков поп, таков и приход”
    Определенной базой для Ренессанса был AMERCOM, несмотря на глобальную утопию – сделать из детей – сирот строителей Новой Армении.
    Но, это самое интересное.
    Еще до Революции, на меня, через привратника, вышла одна армянка из Америки, из Бостона. Некая Нора Нерсисян.
    Такая сочная, буржуазная полезная идиотка – useful idiot.
    Useful idiot, друзья мои, это весьма старый политический жаргонный термин. Был в обиходе еще со времен Ильича.
    Полезными идиотами называли персон из капиталистических стран, которые ни к селу, ни к городу симпатизировали Советскому Союзу и советскому правительству.
    После фейкового развала глобального Совка параллельно возник другой термин: путин – ферштеер.
    Это уже публика, у которой были и есть конкретные интересы в России.
    А потом, в Германии на базе этого термина изобрели ругательное определение: “Путин – ферштейн”
    Вот Мама Меркель – чистая “Путин – ферштейн”
    А это полезная идиотка – Нора Нерсисян – в Александраполе остановилась в этом вашем гадюшнике Berlin Art Hotel, где обычно обкуренные девицы в рваных джинсах мокрым веником из ведра черной краской брызгают по белым стенам, и оказывается, что – это высокое концептуальное искусство, и нам – убогим – этого никогда не понять.
    Там еще собираются эти беспринципные овца и бараны из клуба по штопке взорванных контрацептивов – “Ротари”
    Эдакая крутая элита гюмрийского бизнеса, бляха – муха!
    В Ереване тоже есть такая богадельня.
    Собираются в Гранд – Отеле, с улыбками свидетелей Иеговы.
    Позиционируют себя как масоны восьмого сорта.
    Многие из этих овец и баранов – в моих друзьях.
    Регулярно читают. А особо наглые лайки ставят. Но книги мои не покупают, потому что для них – это слишком дорого.
    Денег не хватит. Достоинства – тоже. Вернее, есть у них достоинство, но хранится в моих трусах.
    Они же – элита Нации!
    В этом плане, судьба жестоко обошлась с ними.
    На гюмрийских гавриках клуба “Ротари” базар висит конкретный. Предложил встретится в формате: 1 – 20.
    Я – один, а их – двадцать. Испугались забить стрелку.
    Ну и хй с ними! Правда – одна, и она – моя! Правды много не бывает. Кстати, помимо того, что этот придурок – Арутюн Хачатрян – их приемный отец, они еще сильно дружат с вышеупомянутой Восьмиконечной Звездой пленительного счастья – Майклом Александрапольским. Армянский поп и клуб “Ротари”. А вы говорите про тлетворное влияние Запада, и что Монстр Сорос хочет нейтрализовать вашу духовность. Хотя, когда вы своими руками, электрическим проводом задушили своего же Католикоса Хорена Первого Мурадбекяна, в ночь с 5 го на 6 ое апреля 1938 года, Монстру Соросу тогда было всего семь годиков. И вот это Нора сует мне в рыло одну толстую книженцию про AMERCOM, которая называется CITY OF ORPHANS – Город Сирот. Это – не художественная литература, а, скорее всего, научное исследование. Это было более, чем странно, поскольку действие происходило до Революции, когда люди принимали меня за прокаженного и обходили десятой улицей. Это сейчас 5 раз в день приглашают в кабаки. Оттого и холестерин у меня высокий. Но, не слишком радуйтесь! Уже нормализовал. Иногда забываете, что Рентген моей прабабушки Звездочки работает круглосуточно, как и ПВО – Железные купола моих пяти Бабо из Карса. Без их благословения меня бы давно съели с поторахи. Черные вороны глаза бы выцарапали. Только вот, ошибки своей тети – народной артистки Армянской ССР – Аракси Гюльзадян – я не повторяю. Кто мне слово скажет – тот 20 ответов получит и якорь в жопу. Тем не менее. Теперь эта Нора убедительно просит, чтоб я использовал свои связи на Руси, с целью продвижения этой книги, вплоть до адаптации под киносценарий для будущей экранизации. И, естественно, говорит, что у нее денег нет, и эти деньги, почему – то я должен найти на Руси. А я еще не знаком с этой работой. Сел и прочитал, и у меня сложилось впечатление, что по сравнению с AMERCOMом, Аушивиц и Бухенвальд были санаториями ВЦСПС. Откуда столько ненависти к своей стране? Она вроде настоящая американка. Там и родилась. Имею в виду, не армянская тетка марки LONDACOLOR из Лос – Анджелеса, муж которого четверть века живет в Америке, два слова не в состоянии связать по – английски, и помимо того, что белые джинсы гладит в стрелку, смотрит русский телевизор и мечтает, чтоб Путин на Америку сбросил атомную бомбу, и, что характерно, именно туда, где он живет. А тогда я не интересовался этой темой, поскольку у меня были колоссальные проблемы. Раз в неделю повестка приходила, не то из суда, не то из полиции, не то из прокуратуры. Если адепты Албанского комсомольца – наркоманы и уголовники средней руки, то адепты Дяди Нации – кляузники и мутиловщики. А Албанский комсомолец так и сказал Дяде Нации: “Возможно и мой сын наркоман, но зато не мутиловщик, как твой зять!” Кстати, этот контрацептив на черной вуали, инкрустированный камушками SWAROVSKI, зять № 1 Республики № 3, с тещиным тампоном в левом ухе – Микаэл Минасян – тоже исчез с радаров. Когда – то в эфир выходил из ватиканской кухни, на радость ереванским надувным сиськам Занзибара. Он же для них – прилизанный Мачо на бриолине. Первый парень на деревне. Совсем недавно узнал, что, оказывается, этот дурачок – внук Гриши Асратяна, который был не только председателем Горсовета Еревана, но и Ленинакана. Оба моих деда хорошо знали его, и всегда очень хорошо отзывались. Хотя, мы были более близким другим Градоначальником – дедушкой Суреном Матнишяном. Он был нашим соседом по Саят Нова. Отец тети Жанны, которая в аптеке работала. А этот зять – крендель видимо в тестя пошел. И потом, у нашего Черного Геворга помимо таверны на Городской площади, есть еще один объект у Церкви Семи Ран. Гостевой дом и кабак – в одном. Он взял в аренду, как раз, у отца алмазного зятя Третьей Республики. Асратян Гриша – это его дед по материнской линии, как показало вскрытие. А отец – барыга. Главный врач больницы. Фарцовщик просроченных лекарств. На эти деньги и построил гостевой дом. Хотя, армянский главный врач больницы не барыга – это как камерунский фигурист на льду, в августе месяце. Но лучше пусть продают просроченные лекарства, чем новорожденных детей. И вот после прочтения опуса этой полезной идиотки из Бостона, я по глупости захотел проверить информацию официальным путем, и отправился в Ереван, в лабораторию КГБ СССР по инъекции невроза Геноцида – в музей – иниситут геноцид, скажем так. Там вообще меня напугали. Если согласно опусу этой идиотки из Бостона, Аушвиц и Бухенвальд – это санатории ВЦСПС , по сравнению с AMERCOMом, то пр рассказу другой идиотки, по – моему Гоар звали, на фоне американских миссионеров AMERCOMа, младотурки мне показались добрыми волшебниками. Оказывается, американские миссионеры не только по режиму били армянских сирот мокрыми тряпками, но и делали инъекции, чтоб у детей развилось бесплодие. Тогда возникает вопрос: Откуда столько людей пишут, что их дедушки и бабушки были сиротами AMERCOMа? И тогда возникла мысль – рассказать правду про эту историю. Проходит месяц. И что вы думаете, друзья мои? Эта Нора уже из Бостона написала мне, не то, что грубое, но очень категоричное письмецо, где заявляет, что прерывает со мной всякий контакт, и категорически запрещает мне заниматься этой темой. А я в свою очередь отвечаю: Ну-ка, успокойся, чурка нерусская! Еал я и тебя и твой Бостон! Ты AMERCOM не из своего отцовского сарая привезла.
    Моя прабабушка Гиновапе Хачванкян была бухгалтером AMERCOMа. Ее туда устроил мой прадед – мятежный монах Тер Акоп Хачванкян.
    И что самое смешное, она об этом пишет. В ее работе есть про моего прадеда, который собрал 10 тысяч царских рублей и передал AMERCOMу.
    У него был серьезный авторитет: ему оружие доверяли для гайдуков Западной Армении.
    И до меня доходит, почему эта полезная идиотка так просила, чтоб я ее книгу продвигал на Руси.
    Это было время, когда на Руси было полно денег, и эпоха шредиразации и путин – ферштейн была в самом разгаре.
    И эти армянские бомжи Америки и Европы – и не только они, наивно полагали, что достаточно затеять что – то антиамериканское или антиевропейское, и Россия их тут же завалит деньгами.
    Понимаете, в чем дело, друзья мои?
    А далее, эти ослики из гюмрийского клуба “Ротари”, как шавки Албанского комсомольца и Дяди Нации, за моей спиной говорят этой Норе:
    “Вы с кем связались? Вы в курсе, что Армен Гаспарян – отъявленный русофоб. Жаль, что вы не читаете по – русски. А то, увидели бы, что он пишет в своих фельетонах про Путина?
    Мы это дело берем на себя и сделаем в лучшем виде!”
    И это Нора пишет мне еще одно письмо, мол, у нее в Армении нынче новый партнер – клуб “Ротари”, который должен финансировать издание этой книги, пока что на армянском языке, а потом на русском.
    И я вежливо ей отвечаю:
    “Если бы моя прабабушка Гиновапе Хачванякн работала не бухгалтером AMERCOMа, а мыла бы толчки в сортире городского автовокзала – то, я бы написал книгу про сортир городского автовокзала – и сделал бы шедевр.
    Так что, пошла на хй вместе с клубом “Ротари” И что удивительно, она исчезла из моей жизни навсегда, чему я был несказанно рад. А эти ослики книгу, действительно издали на армянском языке, и оказалось, что она на хй никому не нужна, а на русское издание кожи и рожи не хватило.
    Это требовало серьезных вложений, а члены клуба “Ротари”, как в Гюмри, так и в Ереване, за 20 баксов продадут своих детей.
    Приблизительно такая же ситуация возникла с еще одним комсомольским стадом, с не менее грозным названием:
    “Бизнес – клуб “Манташев”
    Те, вообще наложили в штаны, когда я сказал, что в Баку полностью стирается армянский фактор, и Манташев, в первую очередь. Поэтому необходимо английская и французская редакции этой книги “Манташевские ряды”
    Если члены клубы “Ротари” готовы продать своих детей за 20 баксов, то эти барыги COMMERZ – за 10.
    По этому делу, этого вашего гоблина, разносчика пиццы на велосипеде, министра экономики – Ваана Керобяна – послал к русскому кораблю, к его непосредственному ведомству.
    И так, практически в любой сфере, друзья мои!
    И вам покажется, что в Армении нет пространства для Ренессанса?
    Дилетантская точка зрения.
    Когда – то и я читал Дон Кихота.
    В детстве она была моей любимой книгой.
    ЭПИЛОГ
    Вся эта вышеназванная, обосранная публика и конкретные персоналии, до сих пор работают на то, чтоб вы не перестали бояться. Чтоб не было ничего национального и консервативного. Чтоб вы всегда чувствовали себя ущербным под русским сапогом.
    А мне – режиссеру фильма “Армянский хлеб” и автору книгу “Похороны моей Звездочки” – ничего не смогут противопоставить. Если бы смогли – то, давно бы сделали.
    Единственное, чего я боюсь, так это того. что вы не представляете сколько таких уродов из Бостона и Лос Анджелеса, Лондона и Парижа, Москвы и Санкт – Петербурга захотят на горбу Армении в рай въехать.
    А Ренессанс уже наступил.
    Поэтому, уезжаю.