РОДИНА – HOW MUCH IS YOURS ?

Р

Кинематографического Слово литературного Маэстро.
Сразу скажу, что пишу по просьбе, вернее, как по персональной просьбе, так и по многочисленным просьбам прогрессивной общественности.
Был я сегодня на премьере фильма “Родина” Александра Архангельского, который состоялся не в кинотеатре “Октябрь”, а в Драматическом Театре имени Вардана Аджемяна.
Перед тем, как отправится в Театр, яичницу с помидорами поел в городе, и, как полагается с правильной пропорцией:
три яйца, два помидора.
Дурные мысли пришли, по системе: обжегшись на молоке – дуешь на воду. Решил себя застраховать, ибо любой российский фильм про Армению заканчивается для меня судебным иском с мотивировкой:
“Препятствие и саботаж российско – армянских отношений”.
А авторы и участники фильма это не так поняли. Правильнее сказать, они не знали предысторию и причины моей страховки.
Но прежде всего напишу о фильме.
Картина, как ни странно, мне понравилась. Однако, содержание понравилось больше, чем форма. По форме, по эстетике она больше подходила к телевизионному фильму, телевизионной программе, нежели к документального кино. То есть, в картине я не дождался визуализации Родины, а Синематограф – оно искусство визуальное. Поэтому, в своей последней картине “Последний город” я практически отказался от слов и диалогов, в угоду создания пластического образа.
Но, тем не менее, фильм “Родина” – очень важный фильм и актуальный на сегодняшний день.
Родина в картине представляет Армению не как этническую, религиозную единицу, а как часть Вселенной, причем в форме Земли обетованной, что намного важнее.
Не случайно после показа, авторы снова вернули зрителя на экран, где показали синхрон героя фильма на фоне Библейской горы Арарат. Это носило характер манифеста, но, в контексте такого выбора стилистики картины, подобный финал работает.
Лично мне, в течение всего фильма надо было абстрагироваться от того обстоятельства, что главного героя фильма – итальянского писателя Джованни Гуайта, который пошел под монашеский постриг и принял Православие и стал иеромонахом Иоанном – я очень хорошо знаю лично, причем очень давно.
В этом плане безумно понравилась его, скажем так, индифферентная манера повествования V.O. – Voice Over.
Голос за кадром, который был полностью лишен этого вашего тыканья пальцем в небо, в эстетике дебильного пафоса армянской литературы. Особенно, когда Герой картины говорит о трагических событиях.
Режиссерская задача тоже была непростой: из разных мест, стран, городов получить смысл единой Родины, которая не ограничивается в узкие национальные рамки.
Поэтому, фильме итальянец Джованни Гуайта в царском Александраполе спрашивает у итальянца Антонио Монтальдо:

  • Ты итальянец?
    Это было самым главным лейтмотивом фильма.
    Здесь крайне важно отметить, что как Джованни, так и Антонио – они островные итальянцы: Джованни из Сардинии, а Антонио – из Сицилии. Это совсем другие итальянцы.
    Например, после Второй Мировой войны, переезд итальянской семьи из Южной Италии в промышленный Милан – это считалось эмиграцией, что гениально показал мой любимый Лукино Висконти в бессмертном шедевре “Рокко и его братья”.
    Поэтому, Антонио Монтальдо говорит в фильме, что Армения дополняет мозаику мировой культуры, поэтому обозначение границ Родины, в определенном плане, теряет свое значение.
    Именно в этом плане картина невероятна актуальна.
    Это ни в коем разе нельзя путать с глобализацией, которую я тоже терпеть не могу. Монтальдо имел в виду совсем другое.
    С ним мы это тоже часто обсуждаем, и если вы не в курсе, Антонио Монтальдо – убежденный коммунист. А коммунистами – марксистами были и Лукино Висконти и Бернардо Бертолуччи.
    Для того, чтоб понять фильм об Армении “Родина”, необходимо хорошо знать историю Италии и итальянского кино.
    Бернардо Бертолуччи понадобилось всего шесть лет, чтоб после фильма “Перед революцией” (1964) в 1970 году сделать шедевр “Конформист”.
    Вот невидимую обратную связь я уловил в картине “Родина”.
    Обратную связь в историческом контексте. То есть, в противовес глобализации, мы возвращаемся к глобальной Родине. И в этом плане совсем не случайно, что в картине Джованни Гуайта на примере сербов и греков говорит о национальной консервации церкви, что невероятно опасно для любой конфессии и страны.
    Национальная консервация церкви на Руси привела к гибели Российской Империи. А фильм “Родина” полностью соответствует доктрине развития Армении, как перекрестка мира.
    После показала я поговорил с режиссером.
    В фильме много персонажей второго плана, и один из которых портит весь фильм. А режиссер говорит, что он попытался не поправлять как главного героя, так и героев второго плана.
    Как и следовало ожидать, и в этом были мои опасения, что снова приехали из России, чтоб обосрать Армению – этот момент тоже есть в фильме. Фильм портит, как правило рисовый армянин России, крещенный Архиепископом Бинго Бонго в священных водах Яузы.
    В этом главный парадокс картины.
    В то время, как два итальянца Джованни Гуайта и Антонио Монтальдо – делают армянскую Родину библейской и культурной частью Вселенной, рисовый армянин Москвы говорит в фильме о необходимости притока в Армению большого количества русских, дабы они – русские релоаканты – помогли армянам, не то сформироваться как в Нацию, так и построить государство.
    Об этом я не говорю с позиции люмпенского патриотизма, которого полностью лишен. Просто, такая точка зрения разрушает весь смысловой фундамент фильма – и это не параллельная точка зрения, которая имеет право на существование. Это пробел в драматургии картины.
    Нельзя в течении всего фильма идти в одном направлении, и одной фразой все разрушить.
    Говоря на народном языке, это о какой Библейской земле идет речь, если русские беженцы должны приехать в Армению, чтобы сформировать Нацию и Государство?
    Армену Размиковичу, бывшему Премьер – Министру мой анонс – предсказание не понравился, но я именно это имел в виду, дорогой Армен Размикович! И справедливости ради, надо сказать, что он с этим согласился.
    Антонио Монтальдо в фильме как бы не прямым текстом отвечает на вопрос Джованни: “Ты итальянец?”, но красиво дает понять, что насколько он итальянец, настолько и армянин.
    По той же простой причине, что Армения – культурная часть всего мира. Он не говорит, что с 1989 года остался в Армении, дабы сформировать Нацию. Это было бы не некорректно. Особенно, по отношению к Армении
    Армянскую Нацию сформировали два человека:
    Месроп Маштоц и Комитас, а не русские беженцы.
    Вот за столько лет я ни разу не спросил у Джованни Гуайты, почему он – человек латинской, католической культуры перешел а православие?
    Не спросил, потому что вера – она субстанция очень личная и интимная. Здесь мы обязаны придерживаться принципу:
    Respect of Privacy – уважение к частной жизни, что является неотъемлемой частью европейской культуры.
    Но в фильме, что придает ему особую актуальность, Иеромонах Иоанн говорит о двух очень важных вещах, которые заложены еще в экспозиции фильма, что говорит о правильной архитектонике сценария фильма:
  1. Любой публичный акт любого человека носит в себе элемент политики.
  2. Главный приоритет христианина – это объективность. Объективный взгляд как на свои поступки, так и на историю собственной страны.
    В контексте сегодняшнего дня, это самые актуальные и параллельные мотивы фильма “Родина”.
    Тоже самое касается и культуры.
    Когда Джованни говорил в фильме о политичности любого акта, я вспомнил 24 февраля этого года. Был в Берлине на грандиозной манифестации по поводу второй годовщины российского вторжения в Украину, которая прошла у Бранденбургских ворот.
    Среди манифестантов были не только украинцы.
    Слово взял депутат Бундестага от Христианско – Демократической Партии и сказал, что отделить культуру и политику – это преступно!
    Он имел в виду, что зверства в Буче, Ирпене, Изюме, Мариуполе не должны компенсироваться тем, что Россия дала миру Толстого и Достоевского.
    Мотивировал депутат Бундестага на примере собственной страны, собственной истории, мол, нам понадобилось мучительных 70 лет, чтоб из Нации Гитлера и Геббельса, снова стать Нацией Гете и Бетховена. И то, нам до конца не удалось очиститься. Но самое главное, что мы не испугались посмотреть в глаза черным страницами германской истории.
    Любопытно, что размышления Иеромонаха об объективном взгляде, слегка противоречат православной культуре.
    А судя по фильму, Джованни Гуайта остался европейцем, что очень даже хорошо. Также не случайно, в драматургии фильма “Родина” заложен мотив ассоциаций патриотизма с “идеалами” итальянского фашизма. Ведь, Родина фашизма – это Италия, а не Германия.
    Фашо – это итальянское слово, что означает Пучок, Связка.
    А картина “Родина” драматургически построена очень правильно, кроме сюжета с рисовым армянином, и также там не случайны украинские мотивы.
    Картина – очень глубокая. Там очень красиво скрывается личная драма главного Героя. Также не случайно он говорит, что его родители выросли в эпоху Дуче.
    Этот момент – личную драму Героя – поймет только утонченный, образованный зритель.
    Обывателю кажется, что фашизм или нацизм – это только концентрационные лагеря и массовые убийства.
    Современная путинская Россия соответствует всем 14 критериям академического фашизма.
    А Джованни Гуайта – он интеллектуал.
    В фильме “Родина” мне безумно понравилась его абсолютно не эмоциональная пластика и органика. Режиссер очень правильно с ним работал – за что моему русскому коллеге низкий поклон. Малейшая эмоциональность – и фильму полный пиZдец. А не эмоциональность Героя картину делает очень приятно и сладко скучной, что дает возможность зрителю погрузиться именно в скрытый эмоциональный материал.
    В этом все прелесть фильма “Родина”.
    Второй аспект христианства, по мнению Героя – объективность взгляда. Нынче в Армении это катастрофически актуально.
    За фильм “Армянский хлеб” я получил кучу международных призов и наград. но, больше всего мне нравится награда, которую я получил в Беларуси, в 2011 году, на Международном Кинофестивале Magnificat. Вернее, не награда, а формулировка:
    “За профессионализм в раскрытии больных тем национальной истории”.
    Это то, чего больше всего боятся в Армении. И сегодня я этого ждал в фильме “Родина” – и дождался.
    Годами пишу, что ни в коем разе нельзя свои инфантильные национальные мечты примерять или померить на международные нормативы. В ста случаях и ста целые Нации ударяются мордой об асфальт.
    Иеромонах Иоанн в картине “Родина” дает понять, что есть историческая данность, но есть и данность актуальная, с которой надо смириться и жить дальше. Это также специально заложено в экспозиции фильма, чтоб зритель не боялся будущей правды. А фильм – очень честный и правдивый.
    По фильму я понял, что не только главный герой, но и режиссер – верующий.
    Сегодня, когда я работаю с Турцией над очень болезненным фильмом “Горький мед”, фильм “Родина” дал мне очень сильный стимул.
    Но, тем не менее, картина, перед последним синхроном, после показа, определенным образом возвращает зрителя на Русь.
    На финальных титрах звучит композиция Юрия Шевчука и группы DDT “Родина”, что представляет собой политическое послание автора к своей собственной стране.
    Потом пауза. Аплодисменты. Снова гаснет свет и Иеромонах Иоанн возвращается в Армению.
    Все было очень красиво.
    Спасибо всем!
    ЭПИЛОГ
    Не думаю, что на Руси фильму выдадут прокатное удостоверение.
    Хватит ли мозгов у министерства культуры Армении – а там мозгов не может быть по определению – взять эту функцию на себя?
    Сильно сомневаюсь.
    На премьере не было нашей Звезды Восьмиконечной Архиепископа Майкла Александрапольского.
    Его не могло быть в театре.
    Помимо всего прочего, Джованни Гуайта – он серьезный эксперт по истории Святой Армянской Апостольской Церкви, которую армянские актуальные обезьяны в рясах опорочили и опозорили. Он бы не вынес успех служителя культа другой конфессии на территории якобы своей епархии.
    И не только успех другого священника.
    Публика тоже была красивой, а он прекрасно знает, что в царском городе потерял все свои привилегии, и не только в свете последних событий. А александрапольскую публику не обманешь.
    У меня фильмы показывали в Берлине, Париже, Нью – Йорке, Риме, Стамбуле, Анкаре, Москве, Тифлисе, почти везде, но только в Александраполе во время показов моих фильмов у меня колени дрожат.
    Потому что, это мой родной город.
    PS
    Встретил на премьере много друзей, знакомых, которых давно не видел. Но только Синьор Антонио Монтальдо заметил одну существенную деталь. А дьявол, как известно, скрывается в деталях.
    Сам подошел и попросил шляпу. Тщательно изучив, сказал:
  • Это модель шляпы, которую носил сам Федерико Феллини.
    А я говорю:
  • Я ее обыскался! Когда в Париже мою книгу “Похороны моей Звездочки” поставили в один ряд с фильмом Федерико Феллини “Амаркорд”, я от безысходности обнаглел окончательно.
    Но когда умер Папа Римский Иоанн Павел Второй, многие в Ватикане в один голос заговорили, что после него трудно быть Папой. Иоанн Павел Второй после себя оставил слишком большие башмаки. Но то, что после смерти Феллини кино перестало существовать как искусство – об этом говорит вся Италия.
    Синьор Монтальдо сказал:
  • Зайдите, когда угодно! Поговорим об искусстве и геополитике.
    А завтра у нас прощальный банкет одноклассников, в Таверне Черного Геворга.
    Уже все забронировано в моей персональной банкетной.
    Для разогрева подадут бесподобную Эришту с пожарскими котлетами. Потом поступит отборный шашлык из свинины в сопровождении картошки фасона “Чмур” и с овощным шашлыком из баклажан, перцев и помидоров. Потом, благородная каменная кюфта со справедливым маслом – и десерт!
    Правильно давать справедливый хлеб – это тоже высокое искусство!
    КОДА
    Джованни Гуайте я персонально благодарен – и мы сегодня об этом вспоминали в кулуарах. По факту, он первый зритель фильма “Армянский хлеб”. Посмотрел и сказал:
    “С вашего позволения я этот фильм покажу Киму Бакши”.
    А Ким Наумович посмотрел и написал:
    “Я не люблю, когда армяне высказываются (равно в кино или в прозе) на больные для них темы с придыханием. Со слезой.
    С эмоциональными преувеличениями. Я готов понять причины. Но не люблю!
    Фильм “Армянский хлеб” не такой.
    Строгий, суровый, метафоричный. Он очень близок мне”.
    Сегодняшняя премьера фильма “Родина” в моем родном городе вернула меня в те жестокие времена.
    По времени совпало, что Канал 24 ДОК принял решение показать фильм “Армянский хлеб” 21 го сентября, в День Независимости Республики Армения, и я получил медаль Преподобного Сергия Радонежского и письмецо пришло из лепрозория для прокаженных “Национальный киноцентр Республики Армения” о готовящемся судебным иском против меня. Поэтому, поначалу Армен Размикович, Фрау Марианна и режиссер фильма Александр Архангельский не уловили суть моего анонса перед премьерой.
    Но инцидент был исчерпан, еще не начавшись.
    Инцидент бы произошел, если Майкл Александрапольский нарисовался бы на премьере.
    Мне также сообщили, что во время ереванской премьеры бумажные патриоты разбушевались и требовали перевести дискуссию на армянский язык. До меня же все доходит.
    Мои продавцы жертвенных голубей работают в круглосуточном режиме.
    Говорят, еще и орали: “Слава Украине!”
    Мой последний фильм “Последний город” был отобран в официальные конкурсные программы главных государственных кинофестивалей Руси и Беларуси, на “РОССИЮ” и “ЛИСТОПАД”, соответственно.
    Но я, несмотря на официальные приглашения, не поехал ни в Русь, ни в Беларусь. Меня бы закрыли прямо в аэропорту именно из – за моей проукраинской позиции.
    Стоило ли мне сегодня в Драматическом Театре строить из себя комнатного ястреба?
    Сценарий к фильму “Амаркорд” написал великий Тонино Гуэрра. Но он это сказал про свой дом, а я позволю сказать про свой родной город – царский Александраполь, который стоит так высоко, что слышен даже кашель Бога.
    У каждого – своя Родина.
    HOW MUCH IS YOURS?