«Манташевские ряды» — книга, торговый пассаж или череда событий в судьбе удивительного человека?
Сам Манташев — магнат, меценат или живой человек со своими страхами и любовью?
С любовью к жизни — переменчивой и многогранной, к детям — послушным и своенравным, к жене — что до конца и немного дольше, к роскоши — безудержной и строгой, к родному близкому городу — теплому и шумному,к такой же родной далекой земле — его и ничейной.
Ряды манташевской любви…
Было бы неправдой сказать, что книга исключительно и только о Манташеве: так много в ней имен друзей, соперников, близких и ненавистников. Так много в ней событий, известных и раньше не известных деталей. Так много в ней дорог и дверей.
Так много в ней случайных совпадений, ни одно из которых на самом деле не было случайным, настолько они естественны, даже закономерны: встречи, люди, знаки.Потому что в эпицентре — крепкая фигура в дорогом костюме с гвоздикой в петлице: Манташев, чтогорел ярче добываемой им нефти, грел сильнее производимого им керосина, помогал больше, чем зарабатываемые им деньги — отдавал щедро, дарил красиво, жертвовал молча.
Так много в ней осознания масштаба. Не примитивной мощи, нет. Ведь можно быть проклинаемым пожаром — и благодатной свечой. Можно быть разрушительным потопом — и живительным глотком. Манташев же оказался множеством глотков, вереницей свечей.
Спасительные манташевские ряды…
Это документальный роман — и по объему и объемности раскрываемого материала, и по совокупности использованных автором источников. Однако главную нить плели воспоминания современников главного героя, что позволило вернуть в образ Манташева (и других реальных персонажей) недостающие фрагменты, а поблекшему восприятию некоторых его поступков — реальные цвета.
Ряды восстановленных строк…
Известная мудрость «Делай добро и бросай его в воду» — не только о тишине. Это и о кругах, что еще долго разбегаются в разные стороны по поверхности водоема. И даже когда становятся легкой рябью, разглаживаются — они все же были, были!
Увесистое добро, брошенное в воду Манташевым, большей своей частью имело конечным адресатом народ, оказавшийся между двух империй, как между двух жерновов. Перемолотый ими песок превращается в пыль. Зерно — в муку.
Манташев был зерном
Вопреки всему он строил — «из песка и тумана», из камня и глины, из стипендий и пожертвований — маленькую Армению всюду, куда только мог дотянуться. В центре чужих городов, в сердце нефтяной империи. Островки и «острова, не окруженные водой» — кочки, по которым можно добраться до когда-нибудь обязательно свободной родины.
Ведущие домой манташевские ряды…
ександрапольская трилогия» представляет собой серию книг – в жанре п
Александр Манташев – магнат и благотворитель. Человек, с которым считались сильные мира сего: барон Эдмон де Ротшильд, Альфред Нобель, Галуст Гюльбенкян и другие.
«Манташевские ряды» – книга о жизни и деятельности одного из самых любопытных, богатых и счастливих людей своего времени: Александра Ивановича Манташева, нефтяного короля и финансового магната, главы большой семьи, мецената и строителя. Манташев знаком многим как бизнесмен, внесший неоценимый вклад в развитие нефтяного дела Российской империи, и как патриот своего народа, своей культуры. Но в книге эти две ипостаси – бизнесмена и патриота – не просто обьединены, но и логично замкнуты в круг, начерченный историей его семьи и его собственными убеждениями.
Это даже не стык документального и художественного жанров, а грань одного и другого, подчеркнутая авторской манерой смешения времен и событий и ведущая к большому читательскому сожалению о последней точке – как в книге, так и в жизни Александра Манташева.
Наталья Мешкова – Залибекян